Судно — плавучее сооружение, предназначенное для транспортировки грузов или пассажиров, водного промысла, добычи ископаемых, спорта и военных действий. В законодательстве РФ к судам относятся также и плавучие сооружения используемые в целях торгового мореплавания.
Клюз - круглое, эллиптическое или прямоугольное отверстие в борту, палубе или фальшборте судна, служащее для пропускания якорной цепи, швартовных концов, буксирного каната.
Клюзы представляют из себя чугунные или стальные отливки, окаймляющие отверстия в фальшборте, обладают плавной рабочей поверхностью, предназначенной для предотвращения опасных перегибов швартовных тросов. В частях судна, где вместо фальшборта имеется леерное ограждение, используют специальные клюзы, прикрепленные непосредственно к палубе.
В настоящее время все больше судов оборудуются автоматическими швартовными лебедками. Швартовка судов при помощи них производится в режиме ручного управления, а на стоянке они держат суда на швартовах с постоянным натяжением каната. При ослаблении каната лебедка автоматически наматывает его на барабан, а при увеличении натяжения швартовов сверх заданного усилия - поворачивает барабан для удлинения швартова.
С целью обеспечения надежной стоянки судна у причала или у борта другогосудна используют швартовное устройство, основными деталями которого являются швартовные тросы, кнехты, швартовные клюзы, киповые планки и механизмыдля выбирания швартовов.
Большинство владельцев судов сталкиваются с проблемой выбора гребного винта, являющегося наиболее распространенным движителем благодаря простоте устройства, компактности, надежности в эксплуатации и наибольшему КПД. На российском рынке представлен огромнейший ассортимент корпусов, обводов, марок и типов стационарных и подвесных моторов, колонок, редукторов, передаточных чисел и посадочных отверстий, а также гребных винтов от различных производителей, которые могут озадачить даже профессионала.