С целью обеспечения надежной стоянки судна у причала или у борта другогосудна используют швартовное устройство, основными деталями которого являются швартовные тросы, кнехты, швартовные клюзы, киповые планки и механизмыдля выбирания швартовов.
С целью обеспечения надежной стоянки судна у причала или у борта другогосудна используют швартовное устройство, основными деталями которого являются швартовные тросы, кнехты, швартовные клюзы, киповые планки и механизмыдля выбирания швартовов.
С целью обеспечения надежной стоянки судна у причала или у борта другогосудна используют швартовное устройство, основными деталями которого являются швартовные тросы, кнехты, швартовные клюзы, киповые планки и механизмы для выбирания швартовов.
В качестве швартовных тросов могут применяться манильскиеи сизальские растительные и гибкие стальные тросы. Их эластичность повышается, если в них включаются вставки из растительного троса - тросовые амортизаторы.>
Швартовный трос на одном конце имеет петлю (огон), которая крепится к рыму швартовной бочки при помощи скобы или надевается на береговую тумбу. Другой конец троса закрепляется на кнехтах, которые установлены на палубе судна.
Кнехты – это парные чугунные или стальные тумбы, которые располагаются на некотором расстоянии друг от друга, но имеют общее основание. Кнехты бывают обыкновенные и крестовые (двойные и одинарные).
Чтобы пропустить швартовы с судна на берег в фальшборте делается швартовный клюз - круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой сгладкими закругленными краями. Сейчас все чаще применяются универсальные клюзы, они имеют поворотную обойму и роульсы. Кроме того, они защищают трос от перетирания.
К деталям швартовного устройства относятся также бросательные концыи кранцы.
Кранцы необходимы для предохранения корпуса судна от поврежденийпри швартовке. Мягкие кранцы часто изготавливают плетеными из старогорастительного троса. Используют также пробковые кранцы - маленький шаровидный мешок, который заполнен мелкой пробкой. Сейчас все большую популярность заслужили пневматические кранцы.
Для выбирания швартовных тросов применяется брашпиль и якорные лебедки, для этого они имеют швартовные турачки. И только в корме, где отсутствуют механизмы, устанавливают специальный швартовный шпиль.
Выбранный при помощи механизмашвартовный трос переносят на кнехты и прикрепляют, предварительно наложив на него стопор (цепной стопор или стационарный винтовой стопор) – это необходимо, чтобы при переносе трос не протравливался.
Многие детали швартовного устройства расположены на палубе бака. Здесь размещается несколько пар кнехтов, одна из которых применяется в качестве буксирных и поэтому большая по размеру. На козырьке располагаются киповые планки, а в фальшборте имеются швартовные клюзы. Чтобы изменять направления швартовного троса имеются направляющие роульсы. В качестве механизма для выбирания швартовных концов применяются турачки брашпиля или барабан якорно-швартовной лебедки. На больших судах могут иметься на палубе бака автоматические швартовные лебедки.
В корме, на палубе юта, как правило, располагаются те же детали швартовного устройства. Только для выбирания швартовов устанавливаются шпиль или автоматическая швартовная лебедка.
Быстрота и надежность выполнения швартовных операций зависит от надлежащего ухода за всем швартовным устройством и содержанием его в чистом и исправном состоянии.