В настоящее время все больше судов оборудуются автоматическими швартовными лебедками. Швартовка судов при помощи них производится в режиме ручного управления, а на стоянке они держат суда на швартовах с постоянным натяжением каната. При ослаблении каната лебедка автоматически наматывает его на барабан, а при увеличении натяжения швартовов сверх заданного усилия - поворачивает барабан для удлинения швартова.
В настоящее время все больше судов оборудуются автоматическими швартовными лебедками. Швартовка судов при помощи них производится в режиме ручного управления, а на стоянке они держат суда на швартовах с постоянным натяжением каната. При ослаблении каната лебедка автоматически наматывает его на барабан, а при увеличении натяжения швартовов сверх заданного усилия - поворачивает барабан для удлинения швартова. Автоматические швартовные лебедки изготовляются с электрическими или гидравлическими приводами. Устанавливаются они на палубе в месте удобном для осуществления швартовных действий.
Автоматическая якорно-швартовная лебедка с электрическим приводом, как правило, оборудуется двухскоростным редуктором, который при пуске электродвигателя приводит к вращению шестерня и пустотелого вала с шестерней и шестерней планетарной передачи. Последняя, при вращении в неподвижном корпусе, через шестерни-сателлиты и корончатую шестерню приводит в действие грузовой вал, на котором имеются два швартовных барабана, один из которых крепко скреплен с грузовым валом, а второй - соединен с ним при помощи кулачковой муфты. При включении муфты, электродвигатель через редуктор, шестерню и корончатую шестерню передает вращающий момент на барабан якорной лебедки. Усилие на швартовном канате через шестерни воспринимается корпусом планетарной передачи, который удерживается от проворачивания пружиной переключателя режимов.
Каждому усилию на швартовном канате лебедки соответствует нужное положение поршня в цилиндре, то есть натяжение пружины. В случае ослабления или натяжения швартовного каната равновесие нарушается. Например, при уменьшении усилия (ослаблении каната) пружина, воздействуя на поршень, поворачивает рычаг, который связан с командоконтроллером, вправо и электродвигатель включается в режим выбирания каната. В случае увеличения натяжения каната (возрастания усилия) пружина сжимается, рычаг поворачивается влево, и электродвигатель включается в режим травления каната.